Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Танец – вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты, позы танцовщика. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия хореографией дают физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Воспитание танцевальной культуры у старших подростков представляет собой чрезвычайно актуальную педагогическую задачу, связанную с ориентацией на современное понимание культуры, формирование ценностного отношения у подрастающего поколения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.
Танцевальная культура характеризуется эмоциональным переживанием и любовью к искусству, вырабатывает тип поведения, внутреннюю культуру личности. Создавая условия для формирования у обучающихся основ танцевальной культуры, занятия хореографией способствуют реализации моральных стимулов (мотивация, общественное мнение, ориентация на будущую профессию).
Анализируя любую систему танца (классический танец, народный танец и др.), можно четко выделить определенный набор движений, которые свойственны только данной системе. Особенно это прослеживается в системе классического танца, в которой сложился веками отшлифованный зафиксированный «язык» движений.
В современном танце также есть свой «язык», техника, система обучения, которые в настоящее время развиваются, шлифуются, приобретают новые формы. Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело обрело свой полнокровный язык.
Социально-экономические и культурные перемены в обществе повлекли за собой изменения в танцевальном искусстве. XXI век принес с собой новую, более сложную технику и другое отношение к хореографическому искусству.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной педагогической теории и практике хореографического искусства, тем более в танцевальной хип-хоп культуре, проблема развития акробатических способностей и навыков достаточно значима.
Акробатические и хореографические способности тесно связаны с совершенствованием специализированных умений и навыков в хип-хоп танцах. Развитию акробатических способностей способствует систематическое разучивание определенных физических упражнений, новых усложненных движений, а также тренинг, требующий мгновенной перестройки двигательной активности.
Поэтому, формирование хореографических и акробатических умений и навыков является наиболее эффективным для развития координации, физического развития танцоров, специфики профессионального танцевания танцев в стиле хип-хоп, а также для их исполнения. Для участия в танцевальных «батлах», то есть конкурсах и соревнованиях.
Разнообразие современных стилей и направлений музыки хип-хоп не позволяют выделить конкретно танец хип-хоп, правильнее будет называть «танец в стиле хип-хоп» или танцы хип-хоп культуры. Каждый новый стиль хип-хоп танца приобретает и заимствует черты родственных и приплюсовывает «удобную» хореографию не родственных направлений.
Любители данного танцевального направления утверждают, что хип-хоп больше похож на образ жизни, нежели на сам танец. Такое утверждение особенно распространено среди афроамериканцев, которые и стояли у истоков зарождения хип-хоп культуры.
Исходно, организация хип-хоп движения имела целью создание альтернативного варианта досуга для чернокожих граждан, не допуская их выбора в пользу криминального пути. Направленность хип-хоп культуры ориентирована на спортивную акробатику, способствующую трансформации агрессивной энергии и проявлений молодого поколения в доброе и положительное течение.
Мультитехничность и открытость хип-хопа для экспериментов и импровизации вызывает серьезную проблему классификации по стилям, техникам и направлениям. В настоящее время существует множество направлений, стилей исполнения танца, взаимосвязанных с акробатическими трюками.
В последние годы все активнее акробатические элементы входят в современную хореографию. Появляются очень сложные танцевальные номера с акробатическими поддержками, прыжками, где от исполнителей требуется более высокая физическая подготовка.
Проблема методов, средств, приемов развития умений в рамках хип-хоп стиля продолжает оставаться важной в процессе подготовки танцоров.
Степень разработанности проблемы. В сфере хип-хоп танца свои научные труды писали исследователи культурологии, философии, эстетики и хореографии, в частности А.В.Амашукели, Т.А. Григорьянц, М.С. Каган и др.
В области хореографической и танцевальной педагогики выделяются работы С.В. Орловой, Г.Н. Пономарева, А.П. Родичкина, Е.Г. Салимгареевой и др.
Проблематика возрастной педагогики исследуется в работах Е.В. Ленской, А.О. Савинкина, Д.Е. Сохаревой, и многих других отечественных исследователей.
В публицистических изданиях отмечены работы Т.М. Лебедева в части изучения техники хип-хоп танца как одной из форм хореографического искусства, Е.С. Поповой (история развития спортивного танца), О.В. Реутовой и Е.Л. Григорьевой (отмечаются специфика акробатики).
В работе использованы научные труды и лекционный материал педагогов департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств МГПУ Г.И. Грибковой, Г.В. Ганьшиной, О.И. Киселtвой, М.Г. Кайтанджян, И.Д. Левиной, Э.И. Медведь,Н.А. Опариной, Н.Г. Пановой, В.И. Портникова, И.В. Смирновой, С.Ш. Умеркаевой, в сфере хореографического искусства А.О. Волковой, О.В. Ершовой, Е.П. Мельниковой, У.В. Недельницыной.
Цель исследования: научное изучение и теоретическое обоснование, разработка учебной программы «Хип-хоп», а также создание хореографической композиции подросткам в стиле «хип-хоп».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие «хип-хоп» и историю происхождения танца;
• Охарактеризовать психофизические особенности подростков;
• Изучить вопросы развития хореографических способностей у подростков на занятиях направления «хип-хоп»;
• Провести анализ содержания учебной программы «Хип-хоп» и организационно-педагогические условия реализации программы «Хип-хоп»;
• Описать создание хореографической композиции подросткам в стиле «хип-хоп».
Предметом работы является преподавание Хип Хоп танца.
Объектом исследования является преподавание Хип Хоп направления среди подростков и тем самым развитие субкультуры хип-хоп у молодежи.
Новизна исследования состоит в определении понятия и специфики «хип-хоп танец», с выделением возрастной специфики участников танцевальной студии с теоретическим обоснованием программы по формированию умений и навыков участников студии хип-хоп танца. Данное научное исследование и авторская разработка может быть методологическим пособием для педагогов-хореографов, работающих в хореографических, танцевальных, спортивных, и других творческих развивающих коллективах, где осуществляется работа с детьми различных возрастных категорий.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения стиля «хип-хоп», как средство формирования начальных хореографических навыков подростков
1.1. Понятие «хип-хоп» и история происхождения танца
Самостоятельное культурное направление, получившее название хип-хоп (в оригинальном звучании – «hiphop», что в переводе на русский имеет значение «прыг-скок»), возникло в США во 2-ой половине прошлого столетия. Общее понятие объединяет в своем содержании несколько различных аспектов, а именно: эмсиинг (англ. MCinq), диджеинг (англ.DJinq), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffitiwriting) иknowledge.
Мнения о конкретной дате возникновения указанного направления разнятся. Так, отдельная версия называет годом его образования 1969 г., тогда как иные источники говорят о другой дате появления этого понятия –12 ноября 1974 г., когда родоначальник рассматриваемой субкультуры ввел термин «хип-хоп», в который вошли: особые танцы, музыка, граффити, специфический стиль одежды, а также самостоятельная философия жизни.
Основателем такого направления являлся А. Бамбаатаа . К хипхопу Бамбаата пришел после знакомства с различными африканскими племенами. В своем путешествии по Африке он перенимал у аборигенов оригинальные этнические ритмы и танцевальные движения.
В свою очередь, хип-хоп танец представляет собой отдельное специфическое направление, фундаментальную базу которого составляют три ключевых понятия. Первым из таких понятий является «грув» (в оригинале – groove, что в переводе на русский означает кач, ощущение танцором музыки); второе понятие звучит как «баттл» (в оригинале – battle,что в переводе на русский означает битву). Третьим понятием выступает «фристайл» (что в переводе на русский означает импровизацию).
Дифференциация хип-хоп танца выделяет несколько ведущих типов.
Прежде всего, речь идет об олд-скул (в оригинале – oldschool). Иными словами, это изначальный тип, т. н. «старая школа». Данный тип объединяет в себе: поппинг (в оригинале – poping), локинг (в оригинале – locking), брейкинг (в оригинале – breaking). Вторым типом выделяется нью-стайл (в оригинале – newstyle). Несмотря на его организацию на основных принципах старой школы, здесь одновременно присутствуют новые составляющие, пришедшие из джаза, рэгги и пр. Сейчас современные танцоры умело смешивают разные направления хип-хоп танца, получая уникальный микс: так рождаются новые хореографические элементы и авторские тренировочно-обучающие программы.
Мировое признание данное культурное направление получило в 70-хгг. прошлого столетия.
В целом, хип-хоп культура разграничивается на несколько отдельных направлений, характеризующихся высоким уровнем автономности, а именно:
• музыкальное направление (включает в себя рэп, фанк и пр.);
• изобразительное направление (представлено граффити);
• танцевальное направление (объединяет крамп и пр.) .
Исследование специализированных хореографических порталов Глобальной сети свидетельствует о том, что современное хореографическое сообщество не относит технику рассматриваемого танца в качестве отдельной формы, существующей в рамках хореографического искусства. По мнению значительного числа специалистов, хип-хоп является спортом, что обуславливает отсутствие у этого стиля танца достойной позиции на сцене.
При этом развитие его техники, наблюдаемое на протяжении трех последних десятилетий, рост соответствующей танцевальной лексики и несомненное увеличение сложности исполнения, становится очевидным серьезное совершенствование хип-хоп танца, обретшего популярность и распространенность. Это обстоятельство стало причиной инициации его применения и в различных сценических постановках .
Если раньше хип-хоп танцы на сцене были редкостью, то сейчас они все чаще становятся полноправными членами театрального действа. Это связано с тем, что с помощью элементов хип-хопа можно показать и динамичную сцену, и молодежную субкультуру, и этнические особенности персонажей. Так в 2022 году роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» получил свое хип-хоп воплощение на сцене московского «Рэп-театра», за что был удостоен почетного гранта мэра Москвы. В Америке такого оглушительного успеха удостоился рэп-мюзикл «Гамильтон».
Уникальность и эффектность хип-хоп постановки сделали ее обладательницей известной на весь мир премии «Грэмми».
Согласно результатам осуществленного нами сопоставительного исследования числа программ отдельных танцевальных направлений в наиболее значимых танцевальных школах четырех городов (а именно, С.-Петербурге, Москве, Нью-Йорке и Лос-Анжелесе), лидирующая позиция принадлежит именно хип-хопу. Так, проанализированные показатели позволяют отнести его к основным направлениям современной танцевальной культуры, как нашей страны, так и США . Повышение интереса в хип-хоп танцу можно связать с увеличением интереса к его основе – хип-хоп музыке. Хип-хоп – полностью молодежный продукт, который привлекает своих последователей новизной и уникальным ритмом: чтобы танцевать в этом направлении, не обязательно знать новые методики и выполнять сложные элементы. На первых порах новичку достаточно уметь ловить «бит» и не стесняться выражать экспрессию.
Применение техники данного танца предоставляет хореографу значительный потенциал, способствующий организации новых образов, различных сюжетов и интересных постановок, которые, при этом, станут доступными и привлекательными для сегодняшней зрительской аудитории.
Условия и закономерности совершенствования отечественной хореографии актуализируют потребность развития техники хип-хопа посредством обеспечения соответствующего исполнительского и художественного уровня, позволяющего повысить значение этого танца и уровнять его текущее положение с популярными техниками (бальным, модерном и пр.) . По этой причине многие современные танцевальные школы проводят мастер-классы и встречи с знаменитыми хип-хоп танцорами, известными как в широких, так и в узких кругах. Многие из них являются приглашенными из-за границы мастерами: они не только рассказывают о специфике и развитии хип-хоп культуры за границей, но также демонстрируют новейшие танцевальные техники и приемы.
Любители данного танцевального направления утверждают, что хип-хоп больше похож на образ жизни, нежели на сам танец. Такое утверждение особенно распространено среди афроамериканцев, которые и стояли у истоков зарождения хип-хоп культуры.
Исходно, организация хип-хоп движения имела целью создание альтернативного варианта досуга для чернокожих граждан, не допуская их выбора в пользу криминального пути. Направленность хип-хоп культуры ориентирована на спортивную акробатику, способствующую трансформации агрессивной энергии и проявлений молодого поколения в доброе и положительное течение .
После того как хип-хоп получил свое развитие в среде темнокожих танцоров, танец получил большое распространение и среди европеоидного населения: настолько пришлись по вкусу необычность, яркость и эффектность этого культурного феномена.
Между представителями хип-хоп движения организовывались «баттлы», для победы в которых использовались танцы, музыка, граффити, а также различные трюки, исполняемые участниками на скейтбордах и роликах. Отталкиваясь от экспрессивности занятий, проводимых в отдельных направлениях хип-хоп культуры, возникла необходимость создания специального стиля одежды, основой разработки которого стал именно спортивный стиль . Такая форма одежды предоставляет танцорам полную свободу движения, минимизацию травм при выполнении элементов и возможность оттачивать свое мастерство без скованности, поскольку основу хип-хопа составляют сложные трюки и брейк-данс.
В настоящее время каждому танцовщику и преподавателю хореографии необходимо иметь представление о хип-хопе, поскольку в отсутствии соответствующих знаний его кругозор невозможно назвать полноценным.
Ключевыми современными сложностями совершенствования техники рассматриваемого танца в нашей стране являются: игнорирование соответствующей специальной дисциплины в образовательных учреждениях хореографической направленности, а также недостаточность квалифицированных преподавателей для обучения такой дисциплине . Это связано с тем, что хип-хоп танец в России до сих пор нередко воспринимается как чужеродное явление. Во многом это обусловлено неприятными стереотипами (богатство, деньги, бренды, запрещенные вещества), сложившимися вокруг хип-хопа из-за видеоклипов хип-хоп музыкантов конца 90-х и начала двухтысячных годов. Однако родоначальники хип-хоп танца и музыки (в том числе А. Бамбаата) не одобряют вышеуказанные явления, а напротив, говорят о хип-хопе как о танце простых, но искренних людей, не озадаченных материальными благами или расовыми предрассудками.
Сегодня в России существует незначительное число высших образовательных учреждений, обучающих своих студентов технике хип-хоп танца .
При этом последующее совершенствование хип-хоп направления и формирование компетентного преподавательского состава невозможно без расширения спектра дисциплин, изучаемых при обучении на педагогов-хореографов. В будущем новые специалисты станут способными собрать воедино знания, аккумулированные ими в процессе обучения, и технику хип-хоп танца. Это позволит активизировать современное развития данного танцевального направления в нашей стране, трансформировав его в форму отечественного хореографического искусства.
Таким образом, и преподаватели, и танцоры получат новый интересный опыт. Это откроет перед танцевальными коллективами или соло-танцорами новые возможности: концерты для детей и взрослых, мастер-классы, международные фестивали, зарождение новых хип-хоп техник.
Главные плюсы – возможность обмена знаниями с хип-хоп мастерами и педагогами по всему миру, привлечение большого числа новых последователей этого уникального танцевального направления и улучшение репутации хип-хопа среди других направлений хореографии.
1.2. Характеристика психофизических особенностей подростков
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акробатика. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Е.Г. Соколова. - 2-е изд. -М.: Физкультура и спорт, 1989. 76 с.
2. Антропова, Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству // Образование и общество. – 2011. – №4. – С. 121-124.
3. Асабин, А.М. Методика педагогического руководства в художественном творческом коллективе: учеб.пособие / А.М. Асабин. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 150 с.
4. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 256 c.
5. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б.С. Бабакин, А.Э. Суслов, Ю.А. Фатыхов и др. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 128 c.
6. Баженова, Т.С. Соревновательный метод на этапе начальной подготовки юных спортсменов по хип-хопу // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2023. - № 2. – С. 63-69
7. Базарова, Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. – СПб.: Лань, 2006. – 240 с.
8. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. – М.: Лань, Планета музыки, 2013. – 624 c.
9. Безуглая, Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие / Г.А. Безуглая. – М.: Планета музыки, Лань, 2015. – 272 c.
10. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
11. Белоусова, Е.Л., Ложникова, Н.А. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал, 2017. – №3. – С. 270-277.
12. Березина В.А. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях // Внешкольник. 2000. № 7-8. С. 12-15.
13. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоюз. о-во "Знание". — М.: Знание, 1979. — 40 с.
14. Бойченко, С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 15–18
15. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
16. Власова, А.Р. Двигательные аспекты техники спортивного танца / А.Р. Власова, И.Г. Павельев // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 41-1. - С. 14
17. Волкова, Е.В. Ермакова, Е.В. Методика обучения технике гимнастических упражнений учащихся 4 класса на уроках физической культуры // Наука-2020. 2021. №5 (50).
18. Воронцов, Н.М. Закономерности развития детей и методы его оценки. Учебно-методическое пособие. – Л.: ЛПМИ, 1986. – 55 с.
19. Габдулхаков, В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей // СДО. 2021. №1 (103)
20. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петров, Л.М. Орлова. – М.: Владос, 2006. – 512 с.
21. Горячева, Н.Л. Валиуллина, О.В. Семерханова, Н.Ф. Анализ перемещений при выполнении музыкально-акробатических композиций // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №1 (179).
22. Грибкова, Г.И. Педагогика досуга: Учебно-методическое пособие / Г.И. Грибкова. – М.: МГАКХИС, 2011. – 60 с.
23. Губачева, Д.А. История и основные тенденции развития танцевального спорта на современном этапе / Д.А. Губачева, Г.Н. Сологуб // Студенческий форум. - 2017. - № 5-1 (5). - С. 9-12
24. Гудин, К.И. Брыкина, В.А. Хип-хоп и андеграунд культура как современные виды искусства // Наука-2020. 2022. №3 (57).
25. Донцов, Д.А., Донцова, М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Теория образовательного обучения, 2013 - № 2. - С. 34 – 41.
26. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д.Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина; под ред. Железняка Ю.Д. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с
27. Зайцева, М.А. Чернышенко Ю.К. Классификация средств хип-хоп-аэробики, используемых в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2013. №1
28. Золотов, М.И. Развитие танцевального спорта в России / М.И. Золотов, Д.В. Захарова // Современный футбол: тенденции развития, методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг. Материалы совместной конференции кафедры «Менеджмента и экономики спорта им. В.В. Кузина» и кафедры «Теории и методики футбола» ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ». - 2016. - С. 68-76
29. Зубарева, М.А. Развитие способности к равновесию на этапе начальной подготовки в спортивной акробатике // Вестник науки. 2023. №6 (63)
30. Иванов, С.В. Основы понимания художественных практик хипхоп культуры // Молодежная секция III Российского культурологического конгресса. Тезисы. – 2010/
31. Какорин, О.Ю. Строшкова, Н.Т. Эффективные средства и методы развития и контроля гибкости младших школьников на уроках физической культуры // E-Scio. 2019. №10 (37)
32. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-1. С. 99-102; URL: http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=35217
33. Крылова, А.В. Аникина, А.В. Психофизиологические аспекты адаптации детей к учебной деятельности: учебно-методическое пособие // авт.- сост.: А.В. Крылова, Т.А. Аникина. - Казань. КФУ, 2014 – 43 с.
34. Лебедева Е.В. Проблема профессионального самоопределения личности в информационном обществе //Педагогическое образование в России. — 2014. — № 11. — С. 114–118.
35. Левитас, Н.А. Осознание выбора профессии подростком / Н.А. Левитас // Психологический вестник. - 2016. - Т. 13, № 1. - С. 68-73.
36. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособ. для вузов. М.: Академия, 2000. 320 с.
37. Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования: М.: ВЛАДОС, 2005. 606 с.
38. Петрова Ю.И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю.И. Петрова // Молодой ученый. — 2016. — № 22(126). — С. 224–227.
39. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
40. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—38.